Preview

Чебышевский сборник

Расширенный поиск

35 лет школьной информатике. Как создавался фундамент современной информатики и информатизации образования

https://doi.org/10.22405/2226-8383-2021-22-1-502-519

Полный текст:

Аннотация

35 лет назад в школах Советского Союза появился новый предмет информатика. Сегодня считается, что это было знаковым событием, которое впоследствии изменило всю
систему образования. Но путь его в школу был непростым и достаточно длительным.
Проведен анализ, какие науки сформировали методологическую основу информатики, какие концепции определили ее содержание, и кто из ученых стоял у ее истоков. Рассмотрено, какие факторы оказали влияние на содержание первого учебника информатики и
последующих, как зарождалась отечественная информатизация образования, как создавалась новая педагогическая специальность «учитель информатики». Отмечено, труды каких ученых, авторских и научных коллективов легли в основу современной теории и методики обучения информатики и информатизации образования. Показано, как менялось содержание предмета, какие факторы оказывали влияние, а также, какие проблемы стоят
перед школьной информатикой и в каком направлении произойдет ее трансформация в ближайшем будущем.

Об авторах

Игорь Евгеньевич Вострокнутов
Институт цифрового образования Московского городского педагогического университета
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Сергей Георгиевич Григорьев
Институт цифрового образования Московского городского педагогического университета
Россия

доктор технических наук, профессор



Лев Игоревич Сурат
Московский институт психоанализа
Россия

кандидат экономических наук, доцент



Список литературы

1. Абдулразаков М.М. Личность учителя информатики: от компьютерной грамотности к профессионализму и ИКТ-компетенциям. // Информатика и образование. 2015. №7. С. 64 – 67.

2. Антипов И.Н. Программирование: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся VIII—IX кл. – М.: Просвещение, 1976. – 175 с.

3. Берг А.И. Кибернетика – наука об оптимальном управлении. М. – Л., «Энергия», 1964. – 64 с.

4. Берг А.И. Состояние и перспективы программированного обучения. М.: Знание, 1966. – 27 с.

5. Беспалько В.П. Программированное обучение (Дидактические основы). М.: Издательство

6. «Высшая школа», 1970. – 300 с.

7. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для гуманитарных факультетов педвузов/ Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1995, – 144 с.

8. Бороненко Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т. - Санкт-Петербург, 1998. – 34 с.

9. Босова Л. Л. Развитие методической системы обучения информатике и информационным технологиям младших школьников: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Босова Людмила Леонидовна; [Место защиты: Ин-т содержания и методов обучения Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. – 47 с.

10. Брановский Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов не физико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 1996. – 37 с.

11. Вострокнутов И. Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.02. – Москва, 2002. – 387 с.

12. Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения // К теории программированного обучения. – М., 1967. – 44 с.

13. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В., Сапир М.В., Шолохович В.Ф. Основы информатики и вычислительной техники для 10–11 классов средней школы. – М.: Просве-

14. щение, 1991. – 254 с.

15. Григорьев С., Морозов М. Давайте попробуем Пролог // Информатика и образование1987, №4, С.14 – 17.

16. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Единый государственный экзамен. Теперь и по информатике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Инфор-

17. матика и информатизация образования. 2004. № 2. С. 19 – 24.

18. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы / Томск Изд-во «ТМЛ-Пресс», 2008. – 286 с.

19. Григорьев C.Г, Гришкун В.В, Кулагин В.П., Сигалов А. В. Каталог образовательных интернет-ресурсов. – Высшее образование в России. 2007. №7. c. 74 – 77.

20. Григорьев С.Г. Реализация системы логического программирования для персональных компьютеров с ограниченными ресурсами и ее применение. - Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук, М. МИП,1993, – 186 с.

21. Григорьев С.Г., Лобов И.Б. Терминология школьной информатики на основе статистического анализа текста учебников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2005. № 4. С. 29 – 31.

22. Ершов А.П., Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Семенов А.Л., Шень А.Х. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.

23. Изучение основ информатики и вычислительной техники: метод. пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведении?. В 2-х ч. / А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А.

24. Кузнецов и др.; под ред. А.А. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение, Ч. 1, 1985. Ч. 2, 1986. – 191 с., – 227 с.

25. Касаткин В.И. Введение в кибернетику: Пособие для факультативных занятий в 9 классе. – Киев, 1976. – 144 с.

26. Касаткин В.Н., Верлань А.Ф. Секреты кибернетики. – Киев: Рад. шк., 1971. – 256 с.

27. Косенков С.М., Полосин А.Н., Счепицкий З.А., Дябин М.И., Половянюк А.И. Бытова персональная микроЭВМ «Электроника БК-10». -Микропроцессорные средства и системы, 1985 №1, С. 22 – 25.

28. Козлов О. А. Развитие методической системы обучения информатике курсантов военноучебных заведений Министерства Обороны Российской Федерации: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 1999. – 38 с.

29. Кузнецов А.А. Изучение факультативного курса «Основы кибернетики». Факультативные занятия в средней школе. – М.: Педагогика, 1978. – 46 с.

30. Кузнецов А.А. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: методическое пособие. М.: Дрофа, – 2009, – 156 с.

31. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б., Захаров А.С. Общая методика обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. 1 часть. – Москва: Прометей, 2016. – 300 с.

32. Кузнецов А.А. Цифровые вычислительные машины: Учеб. материалы для учащихся. – М., 1969. – 60 с.

33. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Левченко И.В., Заславская О.Ю. Информатика и ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии). 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Москва, 2010. – 255 с.

34. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Левченко И.В. Каким может быть учебник информатики для основной общеобразовательной школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информа-

35. тизация образования». — 2006. — No 2 (7). С. 104 – 109.

36. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Заславская О.Ю., Левченко И.В. Формирование структуры и содержания учебника информатики для основной школы // Инфор-

37. мационная образовательная среда. Теория и практика: Бюллетень Центра информатики и информационных технологии? в образовании ИСМО РАО. — М.: РАО, 2007. — Вып. 2. С. 15 – 23.

38. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Сворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

39. Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В. 12 лекций о том, для чего нужен школьный курс информатики и как его преподавать. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний,

40. – 464 с.

41. Крэм Д. Программированное обучение и обучающие машины. — М.: Мир, 1965. — 274 с.

42. Лапчик М.П. Метод блок-схем в программировании: Учеб. пособие. – Омск, 1969. – 49 с.

43. Лапчик МП. Основы программирования: Учеб. пособие для учащихся. – М.: НИИ СИМО АПН СССР, 1972. – 86 с.

44. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.

45. Леднев В.С., Кузнецов А.А. Начала кибернетики: Учеб. Материалы для учащихся. – М., 1968. – 116 с.

46. Леднев В.С., Кузнецов А.А. Перспективы изучения кибернетики в школе // Перспективы развития содержания общего среднего образования. М., 1974. С. 22 – 26.

47. Леднев В.С., Кузнецов А.А. Программа факультативного курса «Основы кибернетики» // Математика в школе. 1975. № 1. С. 51 – 53.

48. Линькова В. П. Развитие методической системы обучения информатике на основе информационного и информационно-логического моделирования: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02. - Москва, 2000. – 37 с.

49. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2005. – 271 с.

50. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. Учебное пособие. М.: Издательский дом «Академия». 8 изданий, 1999-2012 гг. – 842 с.

51. Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1974. – 159 с.

52. Монахов В.М. Тридцать лет спустя. . . // Информатика и образование. 2015. №7. С. 11 – 17.

53. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие / под ред. А.А.

54. Кузнецова. – М.: Лаборатория знаний, 2020. – – 210 с.

55. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведении. В 2-х ч. / А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков, Я.Э. Гольц, А.А. Кузнецов, Э.И. Кузнецов, М.П. Лапчик, Д.О. Смекалин; под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.: Просвещение. Ч. 1, 1985. Ч. 2, 1986. – 96 с., – 143 с.

56. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учебное пособие для сред. учеб. заведении / В.А. Каймин, А.Г. Щеголев, Е.А. Ерохина, Д.П. Федюшин. – М.: Просвещение, 1989. – 272 с.

57. Ракитина Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Ин-т общ. сред. образования Рос. акад. образования. - Москва, 2002. – 48 с.

58. Роберт И.В. Путь по экспоненте. – М. ИИО РАО, 2009. – 88 с.

59. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994, – 205 с.

60. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. – М.: ИИО РАО, 2010. – 356 с.

61. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. Москва: Изд-во

62. Моск. ун-та, 1969. – 133 с.

63. Христочевский С.А. Информатизация образования – как это было: академический взгляд. // Информатика и образование. 2015. №7. С. 53 – 58.

64. Шварц И.Е., Глава X. Программированное обучение // Педагогика школы: Учеб. пособие. Ч. 1. Общие основы. Дидактика. – Пермь.: Перм. пед. ин-т., 1968. – 281 с.

65. Швецкий М. В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в педагогическом вузе в условиях двухступенчатого образования: автореферат дисс. ... доктора педагогических наук: 13.00.02 / Рос. пед. ин-т. - Санкт-Петербург,1994. – 36 с.


Для цитирования:


Вострокнутов И.Е., Григорьев С.Г., Сурат Л.И. 35 лет школьной информатике. Как создавался фундамент современной информатики и информатизации образования. Чебышевский сборник. 2021;22(1):502-519. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2021-22-1-502-519

For citation:


Vostroknutov I.E., Grigoriev S.G., Surat L.I. 35 years of school informatics. How the foundation of modern informatics and informatization of education was created. Chebyshevskii Sbornik. 2021;22(1):502-519. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2021-22-1-502-519

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-8383 (Print)