Вероятностные методы обхода лабиринта с использованием камней и датчика случайных чисел
https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-3-296-315
Аннотация
Существует широкий спектр задач посвященных возможности обхода лабиринта конечными автоматами. Они могут отличаться как типом лабиринта(это может быть любой граф, даже бесконечный), так и самими автоматами или их количеством. В частности у конечного автомата может быть память(магазин) или генератор случайных битов. В дальнейшем будем считать, что робот — это конечный автомат с генератором случайных битов, если не сказано иное. Кроме того в этой системе могут быть камни-объект, который конечный автомат может переносить по графу, и флажки- объект, наличие которого конечный автомат может только "наблюдать". Эта тема представляет интерес в связи с тем, что некоторые из этих задач тесно связаны с задачами из теории вероятности и сложности вычислений.
В данной работе продолжают решаться некоторые открытые вопросы, поставленные в диссертации Аджанса: обход роботом с генератором случайных битов целочисленных пространств при наличии камня и подпространства флажков [4]. Подобные задачи помогают развить математический аппарат в данной области, кроме того в этой работе мы исследуем практически не изученное поведение робота с генератором случайных чисел. Представляется чрезвычайно важным перенос комбинаторных методов, разработанных А. М. Райгородским в задачах этой тематики.
Данная работа посвящена обходу лабиринта конечным автоматом с генератором случайных битов. Эта задача является частью активно развивающейся темы обхода лабиринта различными конечными автоматами или их коллективами, которая тесно связана с задачами из теории сложности вычислений и теории вероятности. В данной работе показано, при каких размерностях робот с генератором случайных битов и камнем может обойти целочисленное пространство с подпостранством флажков. В данной работе будет изучено поведение конечного автомата с генератором случайных битов на целочисленных пространствах. В частности доказано, что робот обходит Z2 и не может обойти Z3; робот c камнем обходит Z4 и не может обойти Z5; робот c камнем и флажком обходит Z6 и не может обойти Z7; робот c камнем и плоскостью флажков обходит Z8 и не может обойти Z9.
Список литературы
1. Килибарда Г., Кудрявцев В. Б., Ушчумлич Ш. М. Независимые системы автоматов в лабиринтах // Дискрет. матем. 1987.
2. Килибарда Г. О сложности автоматного обхода лабиринтов // Дискрет. матем. 1993.
3. Килибарда Г., Кудрявцев В. Б., Ушчумлич Ш. М. Независимые системы автоматов в лабиринтах // Дискрет. матем. 2003.
4. Анджанс А. В. Поведение детерминированных и вероятностных автоматов в лабиринтах: Дис. ... канд. физ.-мат. наук. Рига, 1987.
5. Килибарда Г., Кудрявцев В. Б., Ушчумлич Ш. М. Коллективы автоматов в лабиринтах // Дискрет. матем. 2003.
6. Килибарда Г., Ушчумлич Ш. М. О лабиринтах-ловушках для коллективов автоматов // Дискрет. матем. 1993.
7. Килибарда Г., Кудрявцев В. Б., Ушчумлич Ш. М. Системы автоматов в лабиринтах // Дискрет. матем. 2006.
8. Spitzer F. Principles of Random Walks. Van Nostrand, 1964.
9. Ширяев А. Н. Вероятность: В 2 кн. Вероятность-1, Вероятность-2. М.: МЦНМО, 2004.
10. Дынкин Е. Б., Юшкевич А. А. Теоремы и задачи о процессах Маркова. М.: Наука, 1967.
Рецензия
Для цитирования:
Кондакова Е.Г., Канель-Белов А.Я. Вероятностные методы обхода лабиринта с использованием камней и датчика случайных чисел. Чебышевский сборник. 2019;20(3):296-315. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-3-296-315
For citation:
Kondakova E.G., Kanel-Belov A.Y. Probabilistic methods of bypass of the labyrinth using stones and random number generator. Chebyshevskii Sbornik. 2019;20(3):296-315. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-3-296-315