Основы формирования у учащихся исследовательских умений и ИКТ-компетенций при обучении решению задач с использованием компьютера
https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461
Аннотация
В статье подчеркивается, что оптимальность процесса формирования элементов исследовательской деятельности осуществляется за счет повышения эффективности усвоения его по времени. Последнее достигается за счет приемов совместного усвоения обучающимися учебного материала, связанного с усвоением, например, формул полной вероятности и Байеса.
В этом же ракурсе отмечается, что целесообразно использовать этапы информационной технологии решении задач, а использование ИКТ как процесс формирования инструментария в жизни и ИКТ-компетенций для профессиональной ориентации выпускника школы.
В статье особо подчеркивается необходимость формирования ИКТ-компетенций учителя как требование федерального государственного образовательного стандарта в условиях в информационной образовательной среды, определены принципы построения методиче ской системы формирования ИКТ-компетенций в рамках педагогических вузов через решения задач с использованием компьютерных технологий.
Об авторах
Магомед Мусаевич АбдуразаковРоссия
Джаваншир Джебраил Гаджиев
Соединённые Штаты Америки
Наталья Валерьевна Гусева
Россия
Георгий Васильевич Токмазов
Россия
Список литературы
1. Абдуразаков М. М., Мухидинов М. Г. Модель подготовки к профессиональной деятельности учителя информатики // Педагогика. № 5. 2016. C. 71–79.
2. Лазебникова А. Ю., Коротенков Ю. Г. Информатизация образования как социальный процесс. М.: ИСМО РАО, 2010. 60 с.
3. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964.
4. Крупич В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 395 с.
5. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/642510/
6. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2014. 96 с.
7. Вечтомов Е. М. Основные математические структуры. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. 292 с.
8. Ершов А. П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. 413 c.
9. Клековкин Г. А. Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 4–23.
10. Перминов Е. А. Методическая система обучения дискретной математике студентов педагогических направлений в аспекте интеграции образования: Моногр. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 286 c.
11. Тестов В. А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты: Моногр. Вологда: ВГПУ, 2012. 176 с.
12. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: Бином, 2008. 188 с.
13. Токмазов Г. В. Базисные условия формирования исследовательских умений в процессе изучения математики. Компетентность специалиста. Высшее образование сегодня. № 7. 2015. С. 11–15.
14. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 441–469.
15. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. 314 с.
16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. 196 с.
17. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: МГУ, 1984. 344 с.
18. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 203 с.
19. Журавлев Ю. И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 192–200.
20. Дзамыхов А. Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49–53.
21. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во .НексПринт., 2010. 84 с.
22. Абдуразаков М. М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода в образовании // Информатика и образование. № 6. 2014. С. 75–78.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgos_ru_sred.pdf.pdf (дата обращения: 08.04.2019).
25. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: В 2 т. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с.
26. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М: Оникс, Мир и образование, 2013. 1200 с.
27. Национальная образовательная инициатива .Наша новая школа. http://news.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения 14.04.2011)
28. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: из опыта работы учителей Нижегородской области: сб. методических статей / Науч. ред. М. И. Зайкин. Арзамас: Н.-Новгород, 1995. 85 с.
29. Токмазов Г. В. Задачи динамического характера // Математика в школе. 1994, № 5. С. 9–12.
30. Токмазов Г. В. Дифференцированный подход при обучении решению дифференцированных уравнений: Учеб. пособие. МПГУ им. В. И. Ленина. М.: Изд-во “Прометей”, 1995. 100 с.
31. Коротенков Ю. Г. Обучение информатике и ИКТ в современном образовании. Современные информационные технологии и ИТ-образование. (25–26 ноября 2016 г.). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 43–49. http://it-edu.oit.cmc.msu.ru/index.php/SITITO/sitito-2016/paper/download/202/183
32. Кузнецов А. А., Монахов В. М., Абдуразаков М. М. Методические рекомендации учителю по проектированию основной образовательной программы по информатике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Информатика и образование. № 10 (279). 2016. С. 9–17.
33. Dzamyhov A. Kh., Aslanova M. T. (2018). Formation of teachers’ ICT-competencies in the field "Computer Science and Mathematics". The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Pp. 1-10. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.22
34. Абдуразаков М. М. Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе / М. М. Абдуразаков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. С. 284–291. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25024595_29365823.pdf
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов http://минобрнауки.рф.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуразаков М.М., Гаджиев Д.Д., Гусева Н.В., Токмазов Г.В. Основы формирования у учащихся исследовательских умений и ИКТ-компетенций при обучении решению задач с использованием компьютера. Чебышевский сборник. 2019;20(2):442-461. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461
For citation:
Abdurazakov M.M., Gadjiev D.D., Guseva N.V., Tokmazov G.V. Fundamentals of formation in learning of research skills and ict competence in teaching solving tasks using a computer. Chebyshevskii Sbornik. 2019;20(2):442-461. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461