Preview

Чебышевский сборник

Расширенный поиск

Основы формирования у учащихся исследовательских умений и ИКТ-компетенций при обучении решению задач с использованием компьютера

https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461

Полный текст:

Аннотация

В исследовании рассматривается модель создания серии обучающих заданий, построенной с опорой на представления о трехкомпонентной структуре умственных действий (О-ориентировка, И-исполнение, К-контроль). С помощью задач динамического характера, ориентированных на управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся, в работе раскрывается один из возможных подходов к совместному изучению формул полной вероятности и Байеса. Отмечается, что для эффективности управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, осуществляется пооперационная обратная связь, переходящая в промежуточную обратную связь и связь по конечному результату.
В статье подчеркивается, что оптимальность процесса формирования элементов исследовательской деятельности осуществляется за счет повышения эффективности усвоения его по времени. Последнее достигается за счет приемов совместного усвоения обучающимися учебного материала, связанного с усвоением, например, формул полной вероятности и Байеса.
В этом же ракурсе отмечается, что целесообразно использовать этапы информационной технологии решении задач, а использование ИКТ как процесс формирования инструментария в жизни и ИКТ-компетенций для профессиональной ориентации выпускника школы.
В статье особо подчеркивается необходимость формирования ИКТ-компетенций учителя как требование федерального государственного образовательного стандарта в условиях в информационной образовательной среды, определены принципы построения методиче ской системы формирования ИКТ-компетенций в рамках педагогических вузов через решения задач с использованием компьютерных технологий.

Список литературы

1. Абдуразаков М. М., Мухидинов М. Г. Модель подготовки к профессиональной деятельности учителя информатики // Педагогика. № 5. 2016. C. 71–79.

2. Лазебникова А. Ю., Коротенков Ю. Г. Информатизация образования как социальный процесс. М.: ИСМО РАО, 2010. 60 с.

3. Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М., 1964.

4. Крупич В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 395 с.

5. Практико-ориентированные задачи: структура, уровни сложности и алгоритм их составления [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/642510/

6. Терешин Н. А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2014. 96 с.

7. Вечтомов Е. М. Основные математические структуры. Киров: Радуга-ПРЕСС, 2013. 292 с.

8. Ершов А. П. Избранные труды. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. 413 c.

9. Клековкин Г. А. Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства // Образование и наука. 2014. № 7 (116). С. 4–23.

10. Перминов Е. А. Методическая система обучения дискретной математике студентов педагогических направлений в аспекте интеграции образования: Моногр. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 286 c.

11. Тестов В. А. Обновление содержания обучения математике: исторические и методологические аспекты: Моногр. Вологда: ВГПУ, 2012. 176 с.

12. Хеннер Е. К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. М.: Бином, 2008. 188 с.

13. Токмазов Г. В. Базисные условия формирования исследовательских умений в процессе изучения математики. Компетентность специалиста. Высшее образование сегодня. № 7. 2015. С. 11–15.

14. Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 441–469.

15. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. 314 с.

16. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 1972. 196 с.

17. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы. 2-е изд., доп. и испр. М.: МГУ, 1984. 344 с.

18. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 203 с.

19. Журавлев Ю. И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики // Вопросы образования. 2005. № 3. С. 192–200.

20. Дзамыхов А. Х. Структура и содержание методической системы совместного изучения информатики и математики в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 49–53.

21. Асмолов А. Г., Семенов А. Л., Уваров А. Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во .НексПринт., 2010. 84 с.

22. Абдуразаков М. М. Развитие компонентов профессиональной деятельности учителя информатики в контексте реализации компетентностного подхода в образовании // Информатика и образование. № 6. 2014. С. 75–78.

23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos_ru_osnov.pdf.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс]. URL: fgos_ru_sred.pdf.pdf (дата обращения: 08.04.2019).

25. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный: В 2 т. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с.

26. Ожегов С. И. Словарь русского языка: 53000 слов / Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М: Оникс, Мир и образование, 2013. 1200 с.

27. Национальная образовательная инициатива .Наша новая школа. http://news.kremlin.ru/news/6683 (дата обращения 14.04.2011)

28. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: из опыта работы учителей Нижегородской области: сб. методических статей / Науч. ред. М. И. Зайкин. Арзамас: Н.-Новгород, 1995. 85 с.

29. Токмазов Г. В. Задачи динамического характера // Математика в школе. 1994, № 5. С. 9–12.

30. Токмазов Г. В. Дифференцированный подход при обучении решению дифференцированных уравнений: Учеб. пособие. МПГУ им. В. И. Ленина. М.: Изд-во “Прометей”, 1995. 100 с.

31. Коротенков Ю. Г. Обучение информатике и ИКТ в современном образовании. Современные информационные технологии и ИТ-образование. (25–26 ноября 2016 г.). М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. С. 43–49. http://it-edu.oit.cmc.msu.ru/index.php/SITITO/sitito-2016/paper/download/202/183

32. Кузнецов А. А., Монахов В. М., Абдуразаков М. М. Методические рекомендации учителю по проектированию основной образовательной программы по информатике в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения // Информатика и образование. № 10 (279). 2016. С. 9–17.

33. Dzamyhov A. Kh., Aslanova M. T. (2018). Formation of teachers’ ICT-competencies in the field "Computer Science and Mathematics". The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. Pp. 1-10. DOI: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.22

34. Абдуразаков М. М. Пути оптимизации содержания общеобразовательного курса информатики в основной школе / М. М. Абдуразаков // Современные информационные технологии и ИТ-образование. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2015. С. 284–291. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_25024595_29365823.pdf

35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2012. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/

36. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов http://минобрнауки.рф.


Для цитирования:


Абдуразаков М.М., Гаджиев Д.Д., Гусева Н.В., Токмазов Г.В. Основы формирования у учащихся исследовательских умений и ИКТ-компетенций при обучении решению задач с использованием компьютера. Чебышевский сборник. 2019;20(2):442-461. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461

For citation:


Abdurazakov M.M., Gadjiev D.D., Guseva N.V., Tokmazov G.V. Fundamentals of formation in learning of research skills and ict competence in teaching solving tasks using a computer. Chebyshevskii Sbornik. 2019;20(2):442-461. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2019-20-2-442-461

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-8383 (Print)