Preview

Чебышевский сборник

Расширенный поиск

Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики

https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается методический подход к изучению элементов системы искусственного интеллекта в школьном курсе информатики. Это тема имеет актуальный характер в современном мире. В статье приведены структура и содержание интеллектуальных систем и технологий как нового раздела общеобразовательного курса информатики. ИИ раскрывается в различных значениях, в том числе, подробно описывается ИИ как предмет, и как инструмент обучения. Формирование цифровых навыков учащихся происходит через создание и использование интеллектуальных алгоритмов. Также рассматривается
использование технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе.
Особое внимание уделяется применению технологии дополненной реальности на таких платформах как Argin и Metaverse Studio. Процесс обучения элементам ИИ в школьном
курсе информатики рассматривается вариативно, соответствуя направлению профильной подготовки учащихся. Система задач с различным уровнем сложности используется как средство для развития цифровых навыков. Предлагается трехуровневая сложность заданий, где учащиеся в зависимости от уровня подготовленности выбирают подходящее им задание. В статье приведены примерные задания с решениями для профильного класса IT-направления. Они приведены из области экспертной системы, системы анализа баз данных, моделирования, а также задания поиска подходящего участка земли, удовлетворяющего
требуемым условиям на платформе геоинформационных систем. В работе отмечено, что в школьный курс информатики необходимо включить отдельный раздел, посвященный интеллектуальной технологии и системы, модернизировать критерии достижения образовательных результатов в обучении информатике, соответствующим профильной подготовке и внести новые критерии эффективности обучения.

Об авторах

Махмашариф Сайфович Мирзоев
Московский педагогический государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Александр Иванович Нижников
Московский педагогический государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор



Список литературы

1. G. I. StechniK. Всё о ГИС и их применении: сайт. – URL: http://www.gistechnik.ru/

2. programmy-gis (дата обращения: 27.01.2023).

3. Third Space Learning. – Популярные ресурсы по алгебре, геометрии: сайт. – URL:

4. https://thirdspacelearning.com/gcse-maths (дата обращения: 27.01.2023).

5. Есаян А.Р., Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Творческая лаборатория Mathematica.

6. Ч1. Уч. пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006.

7. Есаян А.Р., Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Сергеев А. Н. Mathcad в обучении

8. информатике и математике. Уч. пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.

9. Есаян А.Р., Добровольский Н. М., Седова Е. А., Якушин А. В. Динамическая математическая образовательная среда GeoGebra (часть 1). Уч.пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им.

10. Л. Н. Толстого, 2017.

11. Есаян А.Р., Добровольский Н. М. Пользовательские рекурсивные функции в Maxima //

12. Чебышевский сборник. 2018. Том 19, № 2. С. 432–446. doi: 10.22405/2226-8383-2018-19-2-437-451.

13. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития // Аналитика. РОСКОНГРЕСС. 2019. – URL: https://roscongress.org/materials/

14. iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-problemy-ivozmozhnosti-dlya-ustoychivogo-razvitiya/

15. (дата обращения 30.01.2023).

16. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России // РБК Тренды. 2021. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6beaea9a7947a1c1fe9152 (дата обращения 30.01.2023).

17. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы

18. и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021, № 2. С. 98–113.

19. Мирзоев М. С., Шапкина В. В., Тагоев З. З. “Методические подходы к модернизации

20. школьного курса информатики”,// Материалы IV Международной научной конференции

21. «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе» в 2 томах,

22. Москва, МПГУ, 4-5 декабря 2018 г. / Под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой. Калуга,

23. Издательство АКФ “Политоп”,. – 2018. – Том 1. С. 160-163.

24. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-

25. конференции / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. – Москва: Московский педагогический университет, 2019. – С. 660–665. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41517683

26. (дата обращения 31.01.2023).

27. Мирзоев М. С., Нижников А. И. и др. Организация различных видов деятельности учащихся при обучении математике и информатике: Монография / И. М. Смирнова, В. Г. Маняхина, П. С. Макарова, М. С. Мирзоев, А. И. Нижников. М.: Прометей, 2022.

28. Мирзоев М. С., Ягелло А. А. Развитие креативности студентов в обучении основам искусственного интеллекта //Педагогическая информатика. – 2022. – № 2. – C. 127-135.

29. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки

30. Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). –

31. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (дата обращения:

32. 01.2023).

33. Общественно-профессиональное обсуждение и внешняя экспертиза проекта ПООП по

34. учебному предмету “Информатика”, для среднего общего образования // URL:

35. https://infdiscussion.itmo.ru/p/poop-soo/124 (дата обращения: 27.01.2023).

36. Семакин И. Г., Ясницкий Л. Н. О возможностях преподавания искусственного интеллекта»

37. в общеобразовательной школе. – URL: https://lbz.ru/metodist/lections/12/files/about.pdf

38. (дата обращения: 27.01.2023).

39. Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Добровольский Н. Н., Реброва И.Ю. Информатика, компьютер, сложность вычислений // Чебышевcкий сборник. 2021. Том 22, № 1.

40. С. 520–536. doi: 10.22405/2226-8383-2021-22-1-520-536.


Рецензия

Для цитирования:


Мирзоев М.С., Нижников А.И. Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики. Чебышевский сборник. 2023;24(1):276-293. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293

For citation:


Mirzoev M.S., Nizhnikov A.I. Methodology of teaching the basics of artificial intelligence in the school course of computer science. Chebyshevskii Sbornik. 2023;24(1):276-293. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293

Просмотров: 123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-8383 (Print)