Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики
https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293
Аннотация
В статье рассматривается методический подход к изучению элементов системы искусственного интеллекта в школьном курсе информатики. Это тема имеет актуальный характер в современном мире. В статье приведены структура и содержание интеллектуальных систем и технологий как нового раздела общеобразовательного курса информатики. ИИ раскрывается в различных значениях, в том числе, подробно описывается ИИ как предмет, и как инструмент обучения. Формирование цифровых навыков учащихся происходит через создание и использование интеллектуальных алгоритмов. Также рассматривается
использование технологий виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе.
Особое внимание уделяется применению технологии дополненной реальности на таких платформах как Argin и Metaverse Studio. Процесс обучения элементам ИИ в школьном
курсе информатики рассматривается вариативно, соответствуя направлению профильной подготовки учащихся. Система задач с различным уровнем сложности используется как средство для развития цифровых навыков. Предлагается трехуровневая сложность заданий, где учащиеся в зависимости от уровня подготовленности выбирают подходящее им задание. В статье приведены примерные задания с решениями для профильного класса IT-направления. Они приведены из области экспертной системы, системы анализа баз данных, моделирования, а также задания поиска подходящего участка земли, удовлетворяющего
требуемым условиям на платформе геоинформационных систем. В работе отмечено, что в школьный курс информатики необходимо включить отдельный раздел, посвященный интеллектуальной технологии и системы, модернизировать критерии достижения образовательных результатов в обучении информатике, соответствующим профильной подготовке и внести новые критерии эффективности обучения.
Ключевые слова
Об авторах
Махмашариф Сайфович МирзоевРоссия
доктор педагогических наук, профессор
Александр Иванович Нижников
Россия
доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
Список литературы
1. G. I. StechniK. Всё о ГИС и их применении: сайт. – URL: http://www.gistechnik.ru/
2. programmy-gis (дата обращения: 27.01.2023).
3. Third Space Learning. – Популярные ресурсы по алгебре, геометрии: сайт. – URL:
4. https://thirdspacelearning.com/gcse-maths (дата обращения: 27.01.2023).
5. Есаян А.Р., Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Творческая лаборатория Mathematica.
6. Ч1. Уч. пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006.
7. Есаян А.Р., Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Сергеев А. Н. Mathcad в обучении
8. информатике и математике. Уч. пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009.
9. Есаян А.Р., Добровольский Н. М., Седова Е. А., Якушин А. В. Динамическая математическая образовательная среда GeoGebra (часть 1). Уч.пос. Тула: Изд. центр ТГПУ им.
10. Л. Н. Толстого, 2017.
11. Есаян А.Р., Добровольский Н. М. Пользовательские рекурсивные функции в Maxima //
12. Чебышевский сборник. 2018. Том 19, № 2. С. 432–446. doi: 10.22405/2226-8383-2018-19-2-437-451.
13. Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития // Аналитика. РОСКОНГРЕСС. 2019. – URL: https://roscongress.org/materials/
14. iskusstvennyy-intellekt-v-obrazovanii-problemy-ivozmozhnosti-dlya-ustoychivogo-razvitiya/
15. (дата обращения 30.01.2023).
16. Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России // РБК Тренды. 2021. – URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d6beaea9a7947a1c1fe9152 (дата обращения 30.01.2023).
17. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы
18. и перспективы // Социальные новации и социальные науки. 2021, № 2. С. 98–113.
19. Мирзоев М. С., Шапкина В. В., Тагоев З. З. “Методические подходы к модернизации
20. школьного курса информатики”,// Материалы IV Международной научной конференции
21. «Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе» в 2 томах,
22. Москва, МПГУ, 4-5 декабря 2018 г. / Под ред. М. В. Егуповой, Л. И. Боженковой. Калуга,
23. Издательство АКФ “Политоп”,. – 2018. – Том 1. С. 160-163.
24. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-
25. конференции / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. – Москва: Московский педагогический университет, 2019. – С. 660–665. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41517683
26. (дата обращения 31.01.2023).
27. Мирзоев М. С., Нижников А. И. и др. Организация различных видов деятельности учащихся при обучении математике и информатике: Монография / И. М. Смирнова, В. Г. Маняхина, П. С. Макарова, М. С. Мирзоев, А. И. Нижников. М.: Прометей, 2022.
28. Мирзоев М. С., Ягелло А. А. Развитие креативности студентов в обучении основам искусственного интеллекта //Педагогическая информатика. – 2022. – № 2. – C. 127-135.
29. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
30. Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. (Зарегистрирован 12.09.2022 № 70034). –
31. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 (дата обращения:
32. 01.2023).
33. Общественно-профессиональное обсуждение и внешняя экспертиза проекта ПООП по
34. учебному предмету “Информатика”, для среднего общего образования // URL:
35. https://infdiscussion.itmo.ru/p/poop-soo/124 (дата обращения: 27.01.2023).
36. Семакин И. Г., Ясницкий Л. Н. О возможностях преподавания искусственного интеллекта»
37. в общеобразовательной школе. – URL: https://lbz.ru/metodist/lections/12/files/about.pdf
38. (дата обращения: 27.01.2023).
39. Чубариков В. Н., Добровольский Н. М., Добровольский Н. Н., Реброва И.Ю. Информатика, компьютер, сложность вычислений // Чебышевcкий сборник. 2021. Том 22, № 1.
40. С. 520–536. doi: 10.22405/2226-8383-2021-22-1-520-536.
Рецензия
Для цитирования:
Мирзоев М.С., Нижников А.И. Методика обучения основам искусственного интеллекта в школьном курсе информатики. Чебышевский сборник. 2023;24(1):276-293. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293
For citation:
Mirzoev M.S., Nizhnikov A.I. Methodology of teaching the basics of artificial intelligence in the school course of computer science. Chebyshevskii Sbornik. 2023;24(1):276-293. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2023-24-1-276-293