Preview

Чебышевский сборник

Расширенный поиск

Методология имитационного моделирования педагогических систем

https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-291-304

Аннотация

Развитие и внедрение в повседневную практику инновационных образовательных технологий традиционно осуществляются на основе положений и рекомендаций классической педагогической науки. В статье предлагается концепция методологии имитационного моделирования педагогических систем, в которую интегрированы положения системного подхода, педагогики и психологии высшей школы, методы исследования операций и
теории моделирования сложных систем. Выделены особенности педагогической системы как объекта исследования. Раскрыта сущность предлагаемой методологии имитационного
моделирования и дана краткая характеристика актуальных прикладных задач, которые могут эффективно решаться на её основе.

Об авторах

Евгений Николаевич Надеждин
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор технических наук, профессор



Инна Леонидовна Федотенко
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

доктор педагогических наук, профессор



Елена Евгеньевна Смирнова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

кандидат педагогических наук



Список литературы

1. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем - искусство и наука / пер. с англ. М.:

2. Мир, 1978. – 302 с.

3. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем: учебник. – 7-е изд. – М.: Изд-во

4. «Юрайт», 2015. – 343 с.

5. Суходольский Г.В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. – Л.:

6. ЛГУ, 1976. – 120 с.

7. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. – М.: Педаго-

8. гика, 1989. – 154 с.

9. Софронова Н. В., Горохова Р. И. Моделирование педагогических систем: монография. –

10. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2011. – 174 с.

11. Образование и педагогика: теория, методология, опыт: монография / Ж.В. Мурзина, О.Л.

12. Богатырева. – Чебоксары: ИД «Среда», 2020. –188 с.

13. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Ма-

14. гистр, 1997. – 221 с.

15. Волкова В.Н. Системный анализ и принятие решений: словарь-справочник. Учеб. пособие

16. для вузов /Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова. – М.: Высш. шк., 2004. – 616 с.

17. Черемных С. В. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / С.В.

18. Черемных, И.О. Семенов, B.C. Ручкин. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 192 с : ил. –

19. (Прикладные информационные технологии).

20. Надеждин Е. Н, Смирнова Е. Е. Методы моделирования и оптимизации интегрированных

21. систем управления организационно-технологическими процессами в образовании: моно-

22. графия. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – 250 с.

23. Надеждин Е. Н., Смирнова Е. Е. Исследование интегрированных систем управления каче-

24. ством обучения: монография. – Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016.

25. – 306 с.

26. Надеждин Е. Н. Метод моделирования по аналогии в задачах проектной эффективно-

27. сти автоматизированных систем организационного управления. Депон. ФГАУ ГНИИ ИТТ

28. «Информика». – Москва, 2014. – 16 с. – Библиогр. 22 назв. – Русс. – Деп. в ВИНИТИ

29. 09.2014 г.; № 245-В 2014.

30. Методы моделирования образовательных процессов [Текст]: монография / [С. Ш. Палфё-

31. рова, С. А. Крылова, Н. Н. Кошелева и др.]. – Самара: Вектор, 2018. – 99 с.

32. Камалеева А. Р., Нургазизова Э. Ф. Теоретические основы моделирования педагогических

33. систем // Вестник ЮУрГГПУ. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/

34. teoreticheskie-osnovy-modelirovaniya-pedagogicheskih-sistem (дата обращения: 05.10.2022).

35. Новикова М. Г., Федотенко И. Л. Моделирование процесса формирования профессиональ-

36. ной направленности студентов вуза // Мир науки. Психология и педагогика. – 2020. – №

37. Т. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PDMN320.pdf .

38. Федотенко И.Л., Новикова М.Г. Формирование профессиональной направленности бака-

39. лавров экономики в университете на основе взаимодействия с работодателями// Ученые

40. записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. –

41. № 2 (54). – С. 130-134.

42. Федотенко И. Л., Бояджиева Н. Двадесет години научни форуми в България на асоциа-

43. цията на професорите от славянските страни (АПСС) // Pedagogika-Pedagogy. Bulgarian

44. Journal of Education Research and Practice “АЗ.Буки”. -2021. Volume 93. – Number 1. Sofia.

45. – С. 139-145.

46. Федотенко И. Л., Тарантей Л. М. Психологическая безопасность образовательной среды

47. как теоретический и эмпирический феномен/ Сборник статей «Наука – образование –

48. профессия: системный личностно-развивающий подход»; Под общ. ред. Л.М. Митиной. –

49. М.: Изд-во «Перо», 2019. – С.68-70.

50. Федотенко И. Л., Тимохина А. В. Исследование рисков профессиональной направленно-

51. сти студентов в образовательном процессе университета // Научно-методический элек-

52. тронный журнал «Концепт». – 2020. – № 11 (ноябрь). – С. 53–65. – URL: http://ekoncept.

53. ru/2020/201081.htm.

54. Федотенко И. Л., Югфельд И. А. Социально-психологические риски в гетерогенной обра-

55. зовательной среде университета // Social inclusion in the special education Student-teacherenviroment,

56. Uniwersytet przyrodniczo-humanistyczny w Siedlcach, Siedlce. Польша, 2018. –

57. С. 15-25.

58. Ваграменко Я. А. Информационные технологии и модернизация образования // Инфор-

59. мационные технологии и методология обучения точным наукам: Труды Симпозиума Ака-

60. демии информатизации образования. – М., 2002. – С. 8-13.

61. Добровольский Н. М., Головнёв Ю. Ф., Надеждина Е. Е. Вычисление многократных ин-

62. тегралов на основе квадратурных формул с комбинированными сетками // Изв. ТулГУ.

63. Сер.: Проблемы управления электротехническими объектами. Сб. тр. 2-й Всерос. научно-

64. практ. конф., 24-25 окт. metricconverterProductID2002 г2002 г.- Тула: Изд-во ТулГУ, 2002.

65. – Вып. 2. – С.142-143.

66. Надеждин Е.Н., Смирнова Е.Е. Вероятностное моделирование информационного процесса

67. в системе дистанционного обучения // Педагогическая информатика. – 2013. – № 4. – С.93-

68.

69. Надеждин Е.Н. Методика операционного моделирования организационно-технологиче-

70. ских процессов в базисе расширенных временных сетей Петри/ депон. ФГБОУ ВПО

71. «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого». – Тула,

72. - 16 с. 3 ил. – Библиогр. 16 назв. – Русс. – Деп. в ВИНИТИ 15.08.2014 г.; № 235-В2014.

73. Бюллетень публикаций № 9, 2014 г.


Рецензия

Для цитирования:


Надеждин Е.Н., Федотенко И.Л., Смирнова Е.Е. Методология имитационного моделирования педагогических систем. Чебышевский сборник. 2022;23(5):291-304. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-291-304

For citation:


Nadezhdin E.N., Fedotenko I.L., Smirnova E.E. Methodology of simulation modeling of pedagogical systems. Chebyshevskii Sbornik. 2022;23(5):291-304. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-291-304

Просмотров: 338


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-8383 (Print)