Изучение и использование рекурсивных алгоритмов в подготовке учителя информатики
https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268
Аннотация
В статье обосновывается значимость изучения рекурсии студентами направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля Информатика, а также студентами
второй и девятой укрупненных групп, связанных с ИТ-направлениями. Анализируются работы Есаяна А. Р., составляющие методологическую и теоретическую базу обучения
студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области построения и использования рекурсивных алгоритмов. Приводится обзор актуальных исследований в области формирования и развития математической культуры будущих педагогов и специалистов ИТ-направлений посредством изучения рекурсии, методических
особенностей изучения рекурсивных алгоритмов как основы развития мировоззрения и научно-исследовательских навыков студентов, примеров эффективности использования рекурсивных построений и функций при решении практико-ориентированных задач.
Авторами описана логика изучения основ рекурсии, принципы отбора содержания, необходимого для изучения данной темы будущими педагогами и специалистами ИТ- направлений. Предлагаемое содержание занятий основывается не только на теоретическом изучении базовых понятия данной предметной области, но и рассмотрении убедительных неопровержимых доказательств существования и красоты рекурсивных объектов различной природы. Изучение практического материала и решение задач предлагается выстраивать в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному»: от самых простых для восприятия рекурсивных алгоритмов до эффективных алгоритмов сортировки и поиска на динамических структурах данных. Данный подход, по мнению авторов, позволяет студентам оценить значимость и эффективность рекурсивных методов обработки информации и сформировать профессиональные компетенции разработки и применения оптимальных алгоритмов решения практико-ориентированных задач.
Об авторах
Юлия Михайловна МартынюкРоссия
кандидат педагогических наук, доцент
Валентина Сергеевна Ванькова
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент
Софья Валерьевна Даниленко
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Список литературы
1. Кнут Д. Э. Искусство программирования / Пер с англ.; под общ. ред. Ю. В. Козаченко.
2. М.: Вильямс, 2007. 712 с.
3. Есаян А. Р. Обучение алгоритмизации на основе рекурсии: учеб. пособие для студентов
4. пед. вузов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. 215 с.
5. Есаян А. Р. Теория и методика обучения алгоритмизации на основе рекурсии в курсе
6. информатики педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 – теория и методика
7. обучения и воспитания (по областям и уровням образования) Тула, 2001. 363 c.
8. Есаян А. Р. Знания, умения и навыки, связанные с рекурсией. // Педагогика как наука и
9. как учебный предмет: тез. докладов меж-дунар. научн.-практ. конф. – Тула: изд-во ТГПУ
10. им. Л. Н. Толстого, 2000. - С.100-104.
11. Есаян А. Р. Рекурсия как общеобразовательная ценность // Образование как ценность:
12. сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. С.
13. -35.
14. Есаян А. Р. Решение задач с помощью рекурсии // Современные проблемы математики,
15. механики, информатики: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – Тула:
16. изд-во ТулГУ, 2000. C. 140-141
17. Добровольская Н. Ю., Гумеров А. Э. Изучение рекурсивных алгоритмов с применением
18. метода исследований // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория,
19. опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции, по-
20. священной 125-летию П. А. Ларичева. – Вологда: изд-во: ИП Киселев А. В., 2017. С.317-319
21. Мачкова Н. В. Развивающее обучение и рекурсия // II Международная научно-
22. исследовательская конференция по информатике и информационным и коммуникацион-
23. ным технологиям “INFO-эксперт”-2016: сборник научно-исследовательских работ. – Елец:
24. Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала
25. “Лига интернет-медиа”, 2016. – С. 83-87.
26. Мирзоев М. С. Межпредметные связи математических дисциплин с информатикой как
27. основа формирования математической культуры будущего учителя информатики // Пре-
28. подаватель XXI век. 2008. № 3. С.7-15.
29. Мирзоев М. С. Рекурсивный метод как основа формирования и развития математической
30. культуры будущих учителей информатики // Наука и школа. 2007. № 1. С.33-35.
31. Мадудин В. Н., Морозова Е. В., Сафронова И. В. Особенности содержания математи-
32. ческих дисциплин при подготовке бакалавров прикладной информатики // Бакалавриат
33. прикладной информатики: практика реализации основной образовательной программы:монография. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культу-
34. ры, 2020. С.109-115.
35. Сергеев Р. С. Рекурсия как феномен моделирования объектов и явлений реального мира
36. // Инженерная мысль: сборник докладов V Городской научно-практической конференции,
37. посвященной году науки и технологий. – Казань: Казанский государственный технический
38. университет им. А.Н. Туполева, 2021. С. 83-85.
39. Жуков А. О. Прогнозирование распространения COVID-19 на основе рекурсивных мо-
40. делей // European Scientific Conference: сборник статей XX Международной научно-
41. практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С.45-48.
42. Есаян А. Р. Обучение алгоритмизации на основе рекурсии: Учеб. пособие для студентов
43. пед. Вузов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. 216 с.
44. Есаян А. Р. Рекурсия в информатике: Учебное пособие для студентов педагогических
45. вузов: В 4 частях Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Мартынюк Ю.М., Ванькова В.С., Даниленко С.В. Изучение и использование рекурсивных алгоритмов в подготовке учителя информатики. Чебышевский сборник. 2022;23(5):258-268. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268
For citation:
Martynyuk J.M., Vankova V.S., Danilenko S.V. Study and use of recursive algorithms in computer science teacher training. Chebyshevskii Sbornik. 2022;23(5):258-268. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268