Preview

Чебышевский сборник

Расширенный поиск

Изучение и использование рекурсивных алгоритмов в подготовке учителя информатики

https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268

Аннотация

В статье обосновывается значимость изучения рекурсии студентами направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля Информатика, а также студентами
второй и девятой укрупненных групп, связанных с ИТ-направлениями. Анализируются работы Есаяна А. Р., составляющие методологическую и теоретическую базу обучения
студентов Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в области построения и использования рекурсивных алгоритмов. Приводится обзор актуальных исследований в области формирования и развития математической культуры будущих педагогов и специалистов ИТ-направлений посредством изучения рекурсии, методических
особенностей изучения рекурсивных алгоритмов как основы развития мировоззрения и научно-исследовательских навыков студентов, примеров эффективности использования рекурсивных построений и функций при решении практико-ориентированных задач.
Авторами описана логика изучения основ рекурсии, принципы отбора содержания, необходимого для изучения данной темы будущими педагогами и специалистами ИТ- направлений. Предлагаемое содержание занятий основывается не только на теоретическом изучении базовых понятия данной предметной области, но и рассмотрении убедительных неопровержимых доказательств существования и красоты рекурсивных объектов различной природы. Изучение практического материала и решение задач предлагается выстраивать в соответствии с дидактическим принципом «от простого к сложному»: от самых простых для восприятия рекурсивных алгоритмов до эффективных алгоритмов сортировки и поиска на динамических структурах данных. Данный подход, по мнению авторов, позволяет студентам оценить значимость и эффективность рекурсивных методов обработки информации и сформировать профессиональные компетенции разработки и применения оптимальных алгоритмов решения практико-ориентированных задач.

Об авторах

Юлия Михайловна Мартынюк
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

кандидат педагогических наук, доцент



Валентина Сергеевна Ванькова
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

кандидат физико-математических наук, доцент



Софья Валерьевна Даниленко
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого
Россия

кандидат педагогических наук, доцент



Список литературы

1. Кнут Д. Э. Искусство программирования / Пер с англ.; под общ. ред. Ю. В. Козаченко.

2. М.: Вильямс, 2007. 712 с.

3. Есаян А. Р. Обучение алгоритмизации на основе рекурсии: учеб. пособие для студентов

4. пед. вузов. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. 215 с.

5. Есаян А. Р. Теория и методика обучения алгоритмизации на основе рекурсии в курсе

6. информатики педагогического вуза: дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 – теория и методика

7. обучения и воспитания (по областям и уровням образования) Тула, 2001. 363 c.

8. Есаян А. Р. Знания, умения и навыки, связанные с рекурсией. // Педагогика как наука и

9. как учебный предмет: тез. докладов меж-дунар. научн.-практ. конф. – Тула: изд-во ТГПУ

10. им. Л. Н. Толстого, 2000. - С.100-104.

11. Есаян А. Р. Рекурсия как общеобразовательная ценность // Образование как ценность:

12. сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. С.

13. -35.

14. Есаян А. Р. Решение задач с помощью рекурсии // Современные проблемы математики,

15. механики, информатики: тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – Тула:

16. изд-во ТулГУ, 2000. C. 140-141

17. Добровольская Н. Ю., Гумеров А. Э. Изучение рекурсивных алгоритмов с применением

18. метода исследований // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория,

19. опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференции, по-

20. священной 125-летию П. А. Ларичева. – Вологда: изд-во: ИП Киселев А. В., 2017. С.317-319

21. Мачкова Н. В. Развивающее обучение и рекурсия // II Международная научно-

22. исследовательская конференция по информатике и информационным и коммуникацион-

23. ным технологиям “INFO-эксперт”-2016: сборник научно-исследовательских работ. – Елец:

24. Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала

25. “Лига интернет-медиа”, 2016. – С. 83-87.

26. Мирзоев М. С. Межпредметные связи математических дисциплин с информатикой как

27. основа формирования математической культуры будущего учителя информатики // Пре-

28. подаватель XXI век. 2008. № 3. С.7-15.

29. Мирзоев М. С. Рекурсивный метод как основа формирования и развития математической

30. культуры будущих учителей информатики // Наука и школа. 2007. № 1. С.33-35.

31. Мадудин В. Н., Морозова Е. В., Сафронова И. В. Особенности содержания математи-

32. ческих дисциплин при подготовке бакалавров прикладной информатики // Бакалавриат

33. прикладной информатики: практика реализации основной образовательной программы:монография. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культу-

34. ры, 2020. С.109-115.

35. Сергеев Р. С. Рекурсия как феномен моделирования объектов и явлений реального мира

36. // Инженерная мысль: сборник докладов V Городской научно-практической конференции,

37. посвященной году науки и технологий. – Казань: Казанский государственный технический

38. университет им. А.Н. Туполева, 2021. С. 83-85.

39. Жуков А. О. Прогнозирование распространения COVID-19 на основе рекурсивных мо-

40. делей // European Scientific Conference: сборник статей XX Международной научно-

41. практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С.45-48.

42. Есаян А. Р. Обучение алгоритмизации на основе рекурсии: Учеб. пособие для студентов

43. пед. Вузов. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2001. 216 с.

44. Есаян А. Р. Рекурсия в информатике: Учебное пособие для студентов педагогических

45. вузов: В 4 частях Тула: изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000.


Рецензия

Для цитирования:


Мартынюк Ю.М., Ванькова В.С., Даниленко С.В. Изучение и использование рекурсивных алгоритмов в подготовке учителя информатики. Чебышевский сборник. 2022;23(5):258-268. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268

For citation:


Martynyuk J.M., Vankova V.S., Danilenko S.V. Study and use of recursive algorithms in computer science teacher training. Chebyshevskii Sbornik. 2022;23(5):258-268. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2022-23-5-258-268

Просмотров: 341


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-8383 (Print)