Информатика, математика и логика в аспекте межпредметной и метапредметной образовательной связи
Аннотация
В статье рассматривается проблема обучения информатике, математике и логике в современном образовании, в частности, в средней общеобразовательной школе в качестве
наследуемых от проблем сложившихся соотношений наук информатики и математики, а также порождённых сложившимися формами и практикой обучения в системе общего образования.
Рассматриваются методологические аспекты обучения информатике, математике и логике свойственные им и применяемые к ним в дифференцированной форме:
- содержательный подход, свойственный информатике и применяемый в математике и логике;
- формальный подход, свойственный математике и применяемый в информатике и логике;
- социокультурный подход, свойственный триаде ”информатика-математика-логика”.
На фоне имеющегося соответствия выделенных подходов (или меры этого соответствия) каждому локальному и независимому элементу триады предполагается наличие идентификации закономерных отношений предмета и субъекта образования, принципов организации
процессов реализации методологических знаний на основании этих закономерностей.
Для нашего исследования важно то, что методология и методика каждой дифференцированной системы триады должна содержать все то, что ”необходимо и достаточно” для
функционирования образовательной системы соответствующего уровня. В этом аспекте в статье отмечается, что математика изучает форму, информатика – форму и содержание.
Изучение объектов только по форме ведет к формализму в информационной сфере (что недопустимо), поэтому возможная интеграция должна сочетаться с необходимой дифференциацией.
Поскольку процессы развития знаний науки, ее методология и методика обучения взаимосвязаны и взаимообусловлены, то представляет безусловно интересным раскрытие по-
тенциала (возможности) межпредметных и метапредметных связей и отношений рассматриваемой триады как близких, но не однородных образовательных систем, имеющих свою
предметную специфику содержания, методов и форм обучения. В этом ракурсе предложены возможные пути решения возникших проблем в условиях изменений в школьных программах содержания информатического и математического образования под влиянием
требований новых ФГОС и структура предметного обучения информатике и математике, обеспечивающая их эффективность и результативность.
Ключевые слова
Об авторах
Магомед Мусаевич АбдуразаковРоссия
доктор педагогических наук, доцент
Ольга Юрьевна Лягинова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент
Ольга Николаевна Цветкова
Россия
кандидат педагогических наук
Список литературы
1. Арнольд В.И. Нужна ли в школе математика? Стенограмма пленарного доклада (Дубна, 21 сентября 2000 г.). М.: МЦНМО, 2004. - 32 с.
2. Журавлев Ю.И. Фундаментально-математический и общекультурный аспекты школьной информатики // Вопросы образования. 2005. №3. С. 192-200.
3. Семенов А.Л. Современный курс математики и информатики в школе. Вопросы образования. 200. № 1. С. 103–118.
4. Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее: материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6–7 февраля 2014 г. / отв. за вып. Ю.А. Аляев, И.Г. Семакин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014.– 282 с.
5. Тестов В.А. Образование в информационном обществе: переход к новой парадигме [Текст]: монография / В. А. Тестов, О. Б. Голубев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Вологодский гос. пед. ун-т. - Вологда : Вологодский гос. пед. ун-т, 2016. - 175 с.
6. Кузнецова Л.Г. Проблемы теории и практики обучения студентов информатике и математике. // Инновационное образование и экономика. №12(1), 2007. – С. 27-38.
7. Коротенков Ю.Г. Информациология как методология познания мира. − М: «Перо», 2017. − 170 с.
8. Бернатович И.В. Математическая культура. Электронный журнал «Педагогика online».– 2016. http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-matematike/matematicheskaia-kultura.html.
9. Коротенков Ю.Г. Абстрактная компьютерная алгебра. Монография. Учебное пособие. Palmarium Academic Publishing, Searbr¨ucken, Германия, 2012. С. 428.
10. Мирзоев М.С. Формирование математической культуры будущего учителя информатики в условиях реализации школьных образовательных стандартов 2-го поколения : Монография / М. С. Мирзоев. – Москва : МПГУ, 2014. – 252 с.
11. Перминов Е.А., Гаджиев Д.Д., Абдуразаков М.М. Об актуальности фундаментализации математической подготовки студентов педагогических направлений в цифровую эпоху.
12. [Текст]. // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 5. С. 87–112. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-87-112.
13. Дмитрук И.К. Реализация межпредметных связей предметов естественнонаучного цикла, математики и информатики [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/
14. look/1876453.html. (Дата обращения 28.08.2020).
15. Носков М.В., Попова В.В. Реализация межпредметных связей математики и информатики в современном учебном процессе // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 1 (31). – С. 65–68. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23099043_51232736.pdf.
16. Копров В.М., Сапир Е.В. Интеграционные процессы в инновационной среде высшей школы // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. – № 3 (84). – С. 382–
17. DOI: 10.15507/1991- 9468.084.020.201603.382-392. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_26693436_84120309.pdf
18. Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986. – С. 28–31.
19. Ершов А.П. О предмете информатики // Извест. АН СССР. – 1984. – №2. – С. 113.
20. Гейн А.Г. Ожидания информатики. // Информатика в школе: прошлое, настоящее и будущее: материалы Всеросс. науч.-метод. конф. по вопросам применения ИКТ в образовании, 6–7 февраля 2014 г. / отв. за вып. Ю. А. Аляев, И. Г. Семакин; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014.– 282 с. [С. 5-10].
21. Зюзьков В. М. Компьютерная алгебра. Издательство Томского университета 2014. – 121 с.
22. Abdurazakov M.M., Aziyev R.A.S., Muhidinov M.G. The principles of constructing a methodical system for teaching computer science in general educational school. Espacios. 2017. Т. 38. № 40. С. 2.
23. ОриентМикс. Межпредметные связи информатики. https://pandia.ru/text/78/075/42223.php.
24. Витухновская А.А, Марченко Т.С. Математика и информатика: межпредметные связи. https://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/ict-distant-education/czifrovye-resursy-v-obrazovanii/3771-matematika-i-informatika-mezhpredmetnye-svyazi.
25. Лю Ган. Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники. // Вопросы философии. 5 (2007).
26. Шапинская Е.Н. Ескапизм в киберпространстве: безграничные возможности и новые опасности. Науки о культуре в перспективе «digital humanites», Санкт-Петербург. Материалы Международной конференции – СПб: Астерион, 2013.
27. Шайхитдинова С.К. Медиакультура: от «медийной социальности» − к её преодолению. Науки о культуре в перспективе «digital humanites», Санкт-Петербург. Материалы Международной конференции – СПб: Астерион, 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Абдуразаков М.М., Лягинова О.Ю., Цветкова О.Н. Информатика, математика и логика в аспекте межпредметной и метапредметной образовательной связи. Чебышевский сборник. 2021;22(2):373-388. https://doi.org/10.22405/2226-8383-2021-22-2-373-388
For citation:
Abdurazakov M.M., Lyaginovа O.Yu., Tsvetkova O.N. Computer science, Mathematics and Logic in the aspect of interdisciplinary and metasubject educational communication. Chebyshevskii Sbornik. 2021;22(2):373-388. (In Russ.) https://doi.org/10.22405/2226-8383-2021-22-2-373-388